14 мифов (4) про Крестовые походы и рыцарей-крестоносцев

рыцари-крестоносцы собираются в поход

Сегодня мы завершаем рассказ о самых популярных мифах, касающихся крестовых походов. Предыдущие части этой статьи вы можете прочитать здесь, здесь и здесь. Все сразу — здесь.

А мы продолжаем, вернее — заканчиваем. Итак, правда ли, что крестоносцы собирались обратить мусульман в свою веру?

Миф 11.
Рыцари-крестоносцы шли обращать мусульман в христианство

Источники  того времени о мусульманах говорят «paganos», то есть «язычники». Например, знаменитый трактат Св. Фомы Аквинского «Сумма против язычников» на самом деле обсуждает мусульманскую веру.

Но никто не собирался массово и насильственно приводить мусульман ко Христу. Видимо, тут сказывалось понимание исламского мира как равновеликой культуры. Ближний Восток — это вам не Прибалтика. Хотя и там, в основном впереди шли священники, а только потом — воины.

Некоторые исследователи подозревают, что  идеи массового обращения мусульман вдохновляли Людовика IX Святого во время Восьмого крестового похода в 1270 году. Но это исключение. Энтузиасты пытались развернуть активную мирную миссионерскую деятельность.

король-крестоносец Людовик Святой

Так в 1220 году Св. Франциск Ассизский добрался до Каира, чтобы проповедовать султану Египта, а Св. Раймунд Пеньяфорт дружил с правителем Туниса и в 1265 году лично крестил две тысячи мусульман.

Неистовый, то есть св. Раймунд Луллий — рыцарь, ставший монахом и философом, составил целую миссионерскую программу, выступал на диспутах против мусульманских богословов, несколько раз отправлялся нести Слово Божие в Северную Африку.

Его бросали в тюрьму, изгоняли, собственный слуга пытался его убить. Наконец, в 1315 году во время своей миссии в Тунисе он принял мученическую кончину. Его побили камнями.

Миф 12.
Крестовые походы разожгли костер исламского джихада

Это не так. На самом деле джихад, то есть священная война против неверных, — начался еще в VI веке, то есть за полтысячелетия до Первого Крестового похода. Во многом он продолжается до сих пор. Мы не станем обсуждать здесь ислам, просто процитируем великого арабского историка ибн-Хальдуна:

«В мусульманском обществе священная война – религиозный долг из-за универсальности [мусульманской] миссии и [обязанности] обратить в Ислам каждого убеждением или силой».

Теперь о том, почему во времена Крестовых походов джихад вовсе не вспыхнул ярким пламенем. Причиной стала борьба за власть среди правящих родов и смена династий Ближнего Востока.

Сперва его хозяевами были арабы, затем их сменили турки-сельджуки и курды. Кроме того, в конце XI века Большая Сирия (Сирия, Ливан и Палестина) была полем боя между Фатимидским (Египетским) халифатом и местными правителями.

покушение на жизнь

Некоторые современники событий поняли, что начался христианский джихад. Однако Ближний Восток не был един и пока атабеки, эмиры и халиф разбирались между собой, им было не до масштабной войны за веру.

Именно это и спасло крестоносцев.

Миф 13.
Крестоносцы не умели воевать и были разбиты как кучка сброда

Так же многие считают, что мусульмане значительно превосходили своих противников – крестоносцев, относительно развития военного дела.

Однако исследования специалистов показали, что сарацины не имели того значительного технологического превосходства, которое им приписывают. Более того, крепости и другие фортификационные сооружения христиан были гораздо совершеннее мусульманских.

Анализ отдельных сражений выявил, что многое зависело от ситуации и искусства конкретных полководцев.

 Лидер крестового похода

Причина того, что к концу XIII века движение крестоносцев загнулось, лежит не в области военного дела, а в области экономики и политики. Дал о себе знать дефицит людских и денежных ресурсов, поскольку Святая Земля была далеко от Европы, а государства Латинского Востока были разобщены.

Кроме того, дух завоеваний, который руководил крестоносцами, только прибывшими с Запада, был чужд тем, кто уже пустил корни в Святой Земле и чувствовал себя там хозяевами жизни.

Миф 14.
Страх крестоносцев еще долго жил на Востоке

Удивительный факт: до конца XIX века в исторической памяти мусульман рыцари-крестоносцы не занимали существенного места. Вот о нашествии монголов они говорили с ужасом.

Вот что пишет современник событий Ибн-аль-Атхир: «… Ислам и мусульмане испытывали такие бедствия, какие не испытывал ни один другой народ. Эти татары (да проклянет их Аллах!) пришли с востока и совершили деяния, которые приводят в ужас всех, кто о них слышал…». Далее тот же автор говорит и о франках об их нашествии и поражении, однако акцент делает именно на монголах.

монгол

Для исламского мира триумф монголов стал катастрофой, изменившей культурный облик целых регионов. Тогда как крестовые походы — всего лишь временным неудобством.

Арабы вновь вспомнили о крестовых походах не так давно, когда появился арабский национализм. И помогли это сделать, как ни парадоксально, европейские историки — потомки крестоносцев.

Даже самые передовые и образованные мусульмане начала ХХ века видели себя победителями франков, хотя и не предавали Крестовым походам большого значения.

В этом отношении показателен разговор одного французского дипломата с Фейсалалом аль-Хашеми (будущим королем Ирака и Сирии Фейсалом I). Европеец мотивировал интерес Франции к Сирии властью своих предков в этом регионе, которая имела место в эпоху рыцарей-крестоносцев и их походов на Восток.

Однако араб резонно возразил ему: «Простите, но кто из нас выиграл крестовые походы?».

шлемы рыцарей-крестоносцев

При подготовке текста были использованы фото:

  • Glyn Ednie
  • Андрей Бойков
  • Noemí duVallon
  • Stuart Murphy
  • анонимные, соц. сеть «ВКонтакте»

Литература

  • Crawford. P. F. Four Myths about the Crusades
  • Hargrave J. Enough is Enough: The Crusades & The Jihad Are Not Equivalents
  • Lawrence T.E. Crusader Castles
  • Madden. T. F. The Real History of the Crusades
  • Marshall C. Warfare in the Latin East. 1192 – 1291.
  • Smail R.C. Crusading Warfare (1097 – 1193).
  • Виймар П. Крестовые походы: миф и реальность священной войны.
  • Виллардуэн Ж. де. Взятие Константинополя.
  • Ибн Джубайр. Путешествие.
  • История крестовых походов.
  • Клари. Р. де. Завоевание Константинополя.
  • Контамин. Ф. Война в Средние века.
  • Ле Гофф Ж. Людовик IX Святой.
  • Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада.
  • Лучицкая. С.И. Семья крестоносца: супружеский конфликт в начале XII века.
  • Павел Парфентьев, при участии Петра Безрукова. Четвертый Крестовый поход: миф и реальность. 2009.
  • Перну Р. Крестоносцы.
  • Перну. Р. Ричард Львиное Сердце.
  • Ришар Ж. Латино-Иерусалимское королевство.
  • Флори Ж. Повседневная жизнь рыцарей в средние века.

ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ? СДЕЛАЙТЕ РЕПОСТ - РАССКАЖИТЕ ДРУЗЬЯМ!!!
Вы можете делиться любыми материалами сайта "Людота" с помощью этих кнопок,
или вручную, но тогда должны указать автора материала и поставить активную гиперссылку на оригинал статьи

ДОБАВЛЯЙТЕСЬ К НАМ В СОЦСЕТЯХ!
| "ВК" - "Мечи. Доспехи. Быт" | "Facebook" - "Про мечи и доспехи" |

5 Комментарии

  1. Kirill

    Мне как подписчику на емэйл пришло оповещение об этой новой статье и сразу еще об одной: «Рыцарские доспехи: еще 4 способа использовать кольчугу», которую теперь не могу найти, она удалена?

    1. Николай Чеботарев

      Все правильно. Эта статья не удалена, она пока еще не написана. Есть только ее заготовка, которая случайно попала в рассылку. Ее выход планируется на ту неделю. Так что считайте это спойлером )))

  2. Ulix

    Прочитал все 4 части но не нашел о разграблении Константинополя. Это тоже миф? ))

    1. Николай Чеботарев

      Ну про разграбление Константинополя это отдельная тема, про неё мы ещё расскажем. Так что оставайтесь с нами

  3. Георгий Татосян

    Не миф. Но тут все болезненно и сложно. Мы вначале хотели Четвертый крестовый включить. Но потом передумали. Будет отдельный материал. Хорошо, что напомнили пора начинать читать тексты.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *