4 шлема гладиаторов

Шлем гладиатора-реконструктора

Не так давно мы рассказывали о школах, в которых готовили гладиаторов. Теперь пришла пора рассказать об их доспехах и вооружении. Начнем мы с самой ослепительной детали гладиаторского снаряжения — с их шлемов.

Все сегодняшние шлемы бронзовые и, скорее всего, не боевые. Прежде чем начать бои, гладиаторы выходили к публике и блистали своим внешним видом. Именно поэтому на них, видимо, и нет никаких повреждений. Однако они далеко не бутафорские.

Шлемы гладиаторов и их технические характеристики

Если брать «среднюю температуру» по Помпеям, то шлемы гладиаторов, найденные там, были сделаны из бронзовых листов толщиной до трех милиметров, защищавшее лицо забрало достигало в толщину двух милиметров.

По краям шлемы усиливались дополнительными полосами бронзы, так что трехкратное увеличение толщины металла было там не редкостью.

Шлем гладиатора весил от трех до пяти килограммов, тогда как боевые шлемы, которые носили римские легионеры, были в два раза легче. Вес объясняется необходимостью защитить гладиатора как можно лучше и коротким временем схватки, тогда как на войне продолжительность боя никто не ограничивал и времени на отдых перед боем солдатам не давал.

Совершенно аналогично объясняется разница между турнирным и боевым рыцарскими доспехами в Средние века. Одно дело сразиться несколько раундов на копьях — и совершенно другое — после долгого марша встретить отдохнувшего в засаде противника. Но мы возвращаемся к нашей основной теме — шлемам гладиаторов.

№1. Шлем гладиатора с лицом Геркулеса

Это наверное самый простой и функциональный из всех шлемов, которые мы увидим сегодня. Простой угловатый гребень на шлеме, минимум украшений — медальон Геркулеса, символизирующий силу и победу, на лбу воина можно считать единственным.

Шлем гладиатора из Британского музея

Кстати, вы можете заказать гладиаторский шлем в нашем интернет-магазине. По ссылке http://shop.ludota.ru/dospekhi/shlemy-rannie/shlem-gladiatora.html можно посмотреть фото уже сделанного шлема и приобрести такой же.

Лицо гладиатора защищает глухое забрало из двух половинок, каждая защищает половину лица. Стыкуются они по линии носа.

Поля железной шляпы защищают воина от вертикальных рубящих ударов, словно своеобразный бампер вокруг головы.

Несмотря на «глухую» защиту лица, у гладиатора довольно хороший обзор, потому что смотровые отверстия, назовем их «глазницами», огромны. От проникания внутрь острых колющих и рубящих предметов, гладиатора берегут железные кольца, заполняющие смотровые щели, словно декоративная решетка.

В Средние века точно таким же способом будут защищать глаза лошадей, выступающих со своими хозяевами на рыцарских турнирах.

Высота шлема 46 см. Место находки неизвестно.

№2. Шлем гладиатора с головой грифона

Этот шлем гладиатора  украшен посеребренным изображением Медузы Горгоны и головой грифона в качестве гребня. Грифон — крылатый лев с головой орла — был спутником Немезиды, богини возмездия, которая особенно почиталась у гладиаторов.

Шлем гладиатора с гребнем-грифоном

Точно такой же шлем, только без налобного изображения медузы Горгоны, был обнаружен в соседнем с Помпеями Геркулануме:

Шлемы гладиаторов из Геркуланума и Помпей

Слева — шлем из раскопок в Геркулануме (Лувр), справа — из Помпей (Национальный археологический музей Неаполя)

Но вернемся к шлему гладиатора из Помпей. На его левой и правой сторонах можно увидеть втулки, предназначенные для крепления в них перьев.

Шлем гладиатора - забрало

Этот шлем, вероятно, использовался двумя типами гладиаторов — фракийцами и мурмиллонами.

Фракийцы сражались коротким изогнутым мечом — «сикой», и защищавшихся маленьким щитом. Из всех доспехов, помимо шлема, гладиаторы — фракийцы носили только щиток для защиты руки и два больших поножа.

Мурмиллоны были противниками фракийцев. Они бились оружием римских легионеров — коротким мечом «гладиусом» и щитом «скутумом». Помимо беотийского шлема, в его гладиаторском варианте, мурмиллон защищал правую руку, правую ногу, а так же носил короткий доспех на корпусе.

Судя по форме шлема, и в первую очередь — форме изогнутых железных полей, этот шлем был сделан между 50 и 75 годами, притом, что извержение было 24 августа 79 года. Сейчас он хранится в Национальном музее археологии в Неаполе.

К слову, там выставлена лишь треть всего снаряжения, найденного в гладиаторских казармах Помпей. Полная коллекция составляет девятнадцать  шлемов, шестнадцать поножей — доспехов, защищающих ногу от щиколотки до колена, три щита и так далее.

№3. Шлем гладиатора с рельефной тульей

Следующий шлем, о котором мы хотим вам рассказать, самый настоящий путешественник. Вместе с выставкой «A Day in Pompeii» в 2008 -2010 годах он объехал страны, о которых в Древнем Риме даже понятия не имели — США и Австралию.

Вот фото, сделанные в декабре 2009 года, накануне Рождества. Сотрудник «Национального музея Те-Папа-Тонгарева», что находится в столице Новой Зеландии — Веллингтоне, готовит экспозицию музея к выставке.

И первый же кадр — шлем вверх ногами, вид со стороны затылка. Это весьма редкий ракурс:

Шлем гладиатора со стороны затылка

Обратите внимание — музейный сотрудник работает со шлемом исключительно в белых перчатках. Это обязательное требование во всем мире.

Рельефное изображение на шлеме гладиатора

Еще один интересный ракурс — наверное таким видел шлем победителя поверженный гладиатор.

Вид на шлем гладиатора снизу

На этом кадре можно хорошо рассмотреть конструкцию забрала. Оно сделано из двух половинок, каждая из которых закреплена на петлях и ремнях, так что открывается наподобие ворот. Большие смотровые отверстия прикрыты решетками — как они крепятся проще показать, чем объяснить.

Защита глаз на шлеме гладиатора

И вот наконец шлем водружен на свое законное место в новозеландском музее — теперь им можно любоваться:

шлем гладиатора в музее
А вот фото, сделанные на выставке, во время его путешествия по Америке:

шлем гладиатора справа

Фото крупнее, чтобы получше разглядеть рельефное украшение шлема. Сюжет прост: римские богини между варварами и рабами. Судя по отсутствию повреждений и богатому внешнему убранству,  в этом шлеме не сражались.

Шлем гладиатора справа крупно

Вид с другого бока:

 шлем гладиатора слева

Вид с изнанки. Оказывается гребень изнутри полый! В него вставляли украшение из перьев. По бокам на тулье шлема можно разглядеть две трубочки — тоже для плюмажа.

shlem gladiatora szadi

Да, и самое главное. Шлем этот был найден в 1834 году в гладиаторской казарме в Помпеях, а сейчас находится в Археологическом музее Неаполя.

№4. Шлем гладиатора с рельефным гребнем

А вот этот шлем мы едва не пропустили в нашем фотоархиве. А все потому, что похож на предыдущий. Вот только гребень у него другой, да и лицевая защита побрутальнее. А инвентарные номера в Неапольском музее — как родные братья — 5674 и 5640, соответственно.

Шлем гладиатора боевой

Если сравнивать защиту глаз, то в предыдущем случае она более ажурная, здесь же видно что отверстия пробиты или просверлены в листе железа — просто, надежно и функционально. Забрало украшено двумя рельефными изображениями:

Шлем гладиатора_рельеф

Чем больше смотришь на шлемы гладиаторов, тем больше кажется, что это шлем для стрекозы или мухи. Насколько черпали свое вдохновение в насекомых создававшие их мастера, мы, к сожалению, так никогда и не узнаем.

Зато этот шлем очень похож на боевой — посмотрите на его примятые бока:

Шлем гладиатора - вмятины

Здесь хорошо просматриваются втулки для перьев — на каждой стороне шлема по втулке. Плюс еще гребень…

Музей Неаполя

На этом наш сегодняшний обзор гладиаторских шлемов завершен. Однако мы не спешим опускать занавес — тема гладиаторов будет поднята нами еще не раз!

Хотя бы потому что не все шлемы гладиаторов похожи на приведенные выше. Есть и такие, в которых воины сражались почти вслепую, на потеху публике. О них — отдельный рассказ.

А что бы не пропустить новые статьи — воспользуйтесь приведенной ниже формой подписки. Просто вводите адрес своей электронной почты в окошко, а затем подтверждаете подписку, ответив на автоматически созданное письмо. В дальнейшем вы будете получать оповещение про каждую нашу новую статью!

***

Источники: А.Е,Негин. Гладиаторские шлемы

Фото: seanzy33, Museum of New Zealand Te Papa Tongarewa, Jeffrey Offermann, Tom Tullis,  Carole Raddato, социальная сеть «ВКонтакте»


ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ? СДЕЛАЙТЕ РЕПОСТ - РАССКАЖИТЕ ДРУЗЬЯМ!!!
Вы можете делиться любыми материалами сайта "Людота" с помощью этих кнопок,
или вручную, но тогда должны указать автора материала и поставить активную гиперссылку на оригинал статьи

ДОБАВЛЯЙТЕСЬ К НАМ В СОЦСЕТЯХ!
| "ВК" - "Мечи. Доспехи. Быт" | "Facebook" - "Про мечи и доспехи" |

5 Комментарии

  1. Игарр

    Интересные шлемы.
    Разглядывая их, не мог избавиться от ощущения, что это не изделия первого века до Новой эры, а гораздо более поздние поделки.
    Причем, не для боя, как было подмечено — а для красования. Перед кем и зачем?

    Не верю в гладиаторов в классическом понимании. Не верю в локализацию в Древнем Риме, как империи. Не верю в сам Древний Рим, в классическом представлении.
    Это что-то другое, пока (и как бы не вообще) не обнаруженное.

    1. Sarmant

      Не ве-рю! — крылатая фраза, употребляемая в случаях, когда надо выразить недоверие к собеседнику. Пошла в народ из театральных кругов; популяризатором стал знаменитый режиссер Станиславский…А может это дух самого Станиславского витает над Людотой?Я бы вам порекомендовал сайт,исключительно для Фомы Неверующего.

  2. Николай

    шлемы явно не для боев. слишком украшены, слишком дорогие. по сравнению с остальной защитой гладиаторов, они выглядят уж слишком защищенными. смысл смотреть на бой двух бойцов сверху до низу облаченных в доспехи? если бой был только не до смерти. а если итогом поединка должна была быть смерть одного, то эффектнее если бы они были вообще без какой-либо защиты. может все-таки там не убивали а смотрели на фехтование? читал что бои до смерти были все же редкостью и дорогим удовольствием. вырастить профессионального гладиатора надо было много денег

  3. Станислав

    Автор классический журналюга. Шлема из бронзы, но отверстия пробиты или «просверлены!!!» в железном листе…. Писал бы честно: ничего не знаю, но собрал хорошую подборку фотографий.

    1. Николай Чеботарев (Автор записи)

      Настоящим заявляю, что классический журналюга Николай предлагает классическому кузнецу Станиславу «Смеяну» написать статью «Десять мифов о древнерусских кузнецах». Принимает ли он предложение старого друга?

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *