10.04.2015      956      1
 

Древние музыкальные инструменты войны

Военная музыка имеет длинную историю. Тексты для сайтов. Посты для соцсетей.Лично от нашего главного редактора…


Древние музыкальные инструменты войны

Военная музыка имеет длинную историю.

Тексты для сайтов. Посты для соцсетей.
Лично от нашего главного редактора Николая Чеботарева!

Соцсети: "ВКонтакте", Facebook. Сайт http://media-viking.ru
Пишите, поможем!


Это сейчас она превратилась в особое искусство — если вы хоть раз слышали военный оркестр, то не станете с этим спорить. Но тысячелетиями музыка на поле боя выполняла сугубо утилитарные функции.

Функции музыки в бою

С помощью музыкальных инструментов осуществлялась связь между подразделениями, организовывалось войско, подавались сигналы для атаки, перегруппировки, отступления. Кроме того, были песни для походов и отдыха на привале.

И нельзя забывать о патриотическом воспитании и воодушевляющих свойствах «звуковых дорожек» военного времени.

Для лучшего ориентирования в разнообразии древних музыкальных инструментов, в разные исторические периоды звучавших на полях сражений, мы подготовили небольшую шпаргалку:

Древние римляне. Трубы, рог, кимвалы.
Киевская Русь. Трубы, бубны, дудки.
Русь XIV- первая половина XVI в. То же самое, плюс набаты (большие барабаны или литавры).
Русь, вторая половина XVI- XVII вв. Трубы, валторны, тулумбасы (согласно польским источникам XVII в – турецкие барабаны).
Войска Западной Европы до XVI в. Трубы, барабаны, литавры.

Барабан

Старейший барабан появился на свет примерно 5 тысяч лет до нашей эры. А 3 тысячи лет назад ударные были очень распространены в шумерской армии.

В Европу барабаны пришли с Ближнего Востока, через Палестину и Испанию. Впервые о них в связи с российской армией упоминается при описании осады Казани в 1552 году.

Русские войска прислушивались и к звуку накров (бубнов). Это были котлы из меди, обтянутые кожей. Они выдавались начальникам малых отрядов. Накры привязывались к седлу таким образом, чтобы в них было удобно бить рукояткой плетки.

Цимбалы

Цимбалы – это струнный ударный инструмент, состоящий из трапециевидной деки с натянутыми струнами. Играли на нем, ударяя по струнам палочками или специальными колотушками.

Прототипы цимбал это еще более древние музыкальные инструменты, которые появились около шести тысяч лет назад. Учёный Пифагор (571-497 годы до н. э.) для изучения музыкальных ладов и интервалов использовал монохорд — однострунный музыкальный инструмент для изучения ладов и интервалов.

Во времена развитого Средневековья цимбалы очень уважали дворяне, это был очень модный инструмент среди дам высшего сословия.

Литавры / Тимпаны

Литавры (они же тимпаны) являются целым набором из двух и больше чаш, сверху затянутых кожей. В отличие от барабана, снизу у литавр есть отверстие/

Римские граждане давали определение тимпану как одной из разновидностей барабана. Существовали одно- и двухсторонние тимпаны — разницу между ними описывал Исидор Севильский в своей «Этимологии».

Впоследствии его труд цитировали многие теоретики, в частности – Иероним Моравский в «Трактате о музыке» (книга I, глава 4) и Иоанн де Грокейо в своем собственном сочинении «О музыке» (оба — XIII век).

С XVI века в обиход входит другое наименование тимпана — «литавры», и тогда этот древний музыкальный инструмент становится неотъемлемой частью военных оркестров.

В таком контексте о нем говорится уже в 1511 году, а затем не раз упоминается в сочинениях XVII века, например, в «Устройстве музыки» Преториуса, где приводится описание множества типов литавр.

Тулумбасы

Тулумбас (туркм. tulumbaz) —инструмент, относящийся к семейству мембранофонов. На нем играли туркмены, турки, иранцы, русские, украинцы. Является одной из разновидностей литавр. С XVII века использовался как сигнальный инструмент на поле боя.

Он выглядит как резонатор в форме горшка или цилиндра, сделанный из металла, глины или дерева, верх которого обтянут толстой кожей.

Звук из него «добывают» благодаря тяжелым деревянным битам. Его гулкий и низкий, но необычайно громкий звук издалека напоминает выстрел из пушки.

Запорожские казаки во время сражений применяли тулумбасы разных размеров. В привязанный к седлу небольшой инструмент били рукояткой плети. Для того, чтобы заставить звучать самый большой тулумбас, требовались одновременные усилия восьми человек.

Набат, гул тулумбасов и пронзительная трескотня бубнов порождали панику в стане врага. Но «народным» тулумбас так и не стал – звуки, извлекаемые из него, не отличались мелодичностью и разнообразием.

А вот восточные правители, например, представители императорских династий Китая, дарили тулумбас своим вассалам в знак особой милости.

Этрусские трубы в римских легионах

В римских легионах использовались духовые инструменты этрусского происхождения
• длинная прямая труба-tuba,
• G-образный рог-cornu
• J-образный рог-lituus.

Литуусом назывался медный изогнутый на конце духовой инструмент, схожий с галльским carnyx. Римляне использовали его в качестве сигнального.

В XVII веке осовремененный вариант античного литууса всё ещё использовался ночной стражей немецких городов также для подачи сигналов.

Волынка

Волынка тоже имеет долгую историю. Предки современного инструмента пользовались большой популярностью у древних халдеев, ассирийцев, египтян и греков. И римлянам звуки волынки казались достаточно устрашающими для того, чтобы использовать её на поле боя.

Собственно говоря, предполагают, что именно римские легионы принесли волынку на Туманный Альбион.

Боевая труба

В средние века трубачи стали неотъемлемой частью войск. Ведь звуковой сигнал служил средством передачи приказов командующего расположенным в различных местах частям армии.

Трубачи считались «элитной» частью войска, наука игры на этом инструменте была под силу лишь избранным. В передышках между войнами звуки труб сопровождали праздничные шествия, турниры рыцарей.

Крупные города содержали штатных «башенных» трубачей, которые информировали граждан о прибытии знатной особы, смене времени суток (таким образом, выполняя роль своеобразных часов), приближении к городу вражеского войска и других событиях.

Валторна

Сейчас это очень сложный медный духовой инструмент, похожий на изрядно вытянутый и основательно погнутый рожок. В оркестре валторна появилась только в середине XVII.

Если ко всему этому нужен какой то вывод – то вот он.

В качестве военных музыкальных инструментов выбирали, как правило, что-то громкое. Или даже очень громкое, чтобы было слышно как можно большему количеству людей.


Об авторе: Виктория Баранова

Тексты для сайтов. Посты для соцсетей.
Лично от нашего главного редактора Николая Чеботарева!

Соцсети: "ВКонтакте", Facebook. Сайт http://media-viking.ru
Пишите, поможем!


Обсуждение: есть 1 комментарий
  1. Елена:

    Добавьте, пожалуйста, к литаврам «наше» название — «накры» (явно тюркское). Русские «военные» инструменты — это зурны и накры (прочитаете об этом в ЛЮБОЙ книжке о русских народных инструментах). Сравните с этим: https://www.youtube.com/watch?v=_w1bUpaOf7E Именно такой «янычарский» ансамбль использовался и при польском дворе в конце 17 — 18 веках http://sarmacki.mixxt.com/networks/items/show.41190. «Зурны» — это не трубы, а скорее, «рожки» (используется «трость»), «гобои» с очень резким звуком. Посмотрите в Википедии «зурна» и «накры» https://otvet.mail.ru/question/8629332

    Ответить

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для отправки комментария, поставьте отметку, разрешив. таким образом, сбор и обработку ваших персональных данных. . Политика конфиденциальности

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Интернет-магазин исторических товаров
Интернет-магазин игрушек для мальчиков
Copy Protected by Chetan's WP-Copyprotect.