Какие были рисунки на щитах русских дружин?

рисунок на щите-000

Что рисовали на своих щитах древнерусские дружинники? Такой вопрос прислал нам Александр из города Старая Русса Новгородской области.

Прежде всего следует сказать, что находок щитов на Древнюю Русь – самый мизер.
Есть находка в Пскове маленького миндалевидного щита, но там не до конца ясно, щит ли это или какая-нибудь разделочная доска.

Остается одно — просмотреть средневековые миниатюры, барельефы, медальоны, которые достаточно четко фиксируют изображения щитов. И здесь четко проступает отличие от Западной Европы, где буйным цветом цвела геральдика.

Именно она снабдила европейских рыцарей живописнейшими гербами, которые перешли на щиты самих рыцарей, а так же подчиненных им воинов.

На Руси же дело с рисунками на щитах обстояло скромнее. И сейчас мы попробуем разложить все по полочкам.

Кресты

Самое, казалось бы, главное изображение на щитах у воинов христианского вероисповедания. В Европе, где крестовые походы и ордена госпитальеров, тамплиеров, тевтонцев задавали определенный ритм жизни, крест был популярен.

На Руси, судя по изображениям — не очень.
Вот единственное изображение креста на щите, которое удалось найти редакции «Людоты«.

рисунок на щите-016

Это каменная резьба на храме Георгия Победоносца в городе Юрьев-Польской, одном из городов Владимиро-Суздальской Руси. Датируется XIIXIII веками.

«Польской», кстати, не потому что имеет отношение к Польше, а потому что расположен в поле, если точнее — в Суздальском ополье.

Животные

Немногим более чаще на щитах встречаются хищные звери. Вот два изображения, которые нам удалось найти.

Слева миниатюра Федоровского Евангелия, рубеж XIII-XIV столетий. На ней нарисован святой Федор Стратилат. Создано оно было, очевидно, в Ярославле, там и хранится по сей день.

Справа — еще одна резьба Юрьев-Польского храма Георгия Победоносца. Он, собственно, на ней и изображен.

рисунок на щите-014

Видно, что на щитах у святых воинов нарисованы вздыбленные звери. Давайте рассмотрим их покрупнее.
Сперва щит св. Федора Стратилата с яростным барсом:

рисунок на щите-013

Теперь каменная резьба Владимиро-Суздальского княжества. Напомним, это XII-XIII века.
К сожалению, рассмотреть щит  в подробностях сложно, качество изображений не радует. Но все же:

рисунок на щите-015

Как видим, оба щита очень похожи. Тут и художественный узорный кант по всему периметру и хищные звери в одинаковых позах.

Считается, что лев или леопард (зачастую в символике они смешиваются в единое понятие) — это древний символ Владимиро-Суздальских князей. Появился он около XII столетия и встречается не только в каменной резьбе, но и на монетах времен Куликовской битвы и Стояния на реке Угре.

Еще один щит с представителем фауны есть в Тверском списке хроники Георгия Амартола (Георгия Грешника).  В ней содержатся сведения от сотворения мира до 842 года.

Ее список — рукописная копия, был сделан в  Тверском княжестве в XIII-XIV веках. Так как книга весьма и весьма почтенная по возрасту, то рисунок поединка между Давидом и Голиафом уже не такой четкий, как когда-то.

рисунок на щите-017

Тем не менее, в середине шестидесятых годов прошлого века, будущий академик Анатолий Кирпичников сделал прорисовку с этой миниатюры, и получается, что на ней изображена некая птица.

Геометрические рисунки на щитах каплевидной формы

На рубеже XII-XIII в Рождественском соборе Суздаля были установлены так называемые Золотые врата. На самом деле они всего лишь позолочены, и весят около 600 килограммов.  На створках врат немало изображений, и вот одно из них:

рисунок на щите-010

Слева — Архангел Михаил, справа — Иисус Навин, тот самый, который с помощью громко ревущих труб взял город Иерихон и подарил себе победу, а нам — крылатое выражение «Иерихонские трубы». Обратите внимание на полосатый щит за склоненным Иисусом Навином.

Идем далее. Есть вот такой фрагмент костяной пластины. Она датируется XI столетием, а происходит с территории Галицко-Волынского княжества. Если быть более точным — из руин города Плисненска. Его уничтожили в 1241 году татаро-монголы,  а пластинка вот осталась:

рисунок на щите-005

Расписан щит, кажется, диагональными полосками — то есть Золотые врата не единственный источник на такого рода украшения.

Иногда полоски шли в двух направлениях — «елочкой». Несколько щитов, расписанных так, можно рассмотреть на миниатюрах Симоново-Хлудовской псалтири.

рисунок на щите-003

Еще один сюрприз преподнесли нам черепки, оставшиеся от неких сосудов с изображением воинов. Нашли их в Новгородской земле.

рисунок на щите-004

Однотонные каплевидные щиты с каймой

Но больше всего щитов однотонных. Вот например, Симоно-Хлудовская псалтирь:

рисунок на щите-012

Или Радзивилловская летопись. Создана она была видимо на Смоленщине, в начале XIII века. Затем неоднократно переписывалась — две таких рукописных копии были сделаны в XV веке и сохранились до наших дней — в отличие от оригинала.

рисунок на щите-101

По окончании похода Ивана Грозного на Казань была написана икона «Церковь воинствующая». Теперь мы можем любоваться множеством щитов, рожденных кистью автора, жившего в середине XVI столетия:

рисунок на щите-002

Рисунки на больших круглых щитах

Cудя по изображениям, на Руси использовались не только каплевидные или треугольные щиты, но также и круглые. Вот два примера, с украшением больших выпуклых щитов:

рисунок на щите-001

  • Слева — Святой воин с фрески Кирилловской церкви в Киеве, датировка изображения — XI в.
  • Справа — наш старый знакомый св. Фёдор Стратилат (Новгород, икона Софийского собора, XV век).

Часто считается, что изображения на иконах условны, потому что следуют традиции. Однако, вот пример из Новгорода, который только подтверждает изображение на иконах.

Это ложка XIV века, принадлежавшая Ивану, сыну новгородского посадника Варфоломея. Хранится она в историческом музее в Москве.

рисунок на щите-006

Вот крупное изображение воина в доспехе, с мечом и щитом. Щит тоже выпуклый и очень похож на тот, который тремя векам ранее был нарисован в Кирилловской церкви в Киеве:

рисунок на щите-007

Изображения на малых круглых щитах

В Средневековой Европе широко были распространены маленькие кулачные щиты — баклеры. Их удерживали кулаком за центральную рукоять.

Нечто подобное было и на Руси. Вот пожалуйста, уже знакомый нам источник — Тверской список Георгия Амартола:

рисунок на щите-008

Есть еще один святой воин — Сотник Лонгин. Фигура очень интересная. Изначально он был одним из тех, кто распинал Христа и даже пронзил его копьем — тем самым знаменитым Копьем Судьбы.

Однако, хлынувшая кровь Иисуса попала ему на глаза, и он вылечился от катаракты. После чего стал ярым проповедником христианства, за что и был убит в родной Кесарии, став таким образом, святым мучеником.

Это изображение святого Лонгина есть в уже знакомом нам Георгиевском соборе в Юрьеве-Польском. Воин показан с маленьким кулачным щитом:

рисунок на щите-11

Итак…

Подведем итоги. Действительно, древнерусским эмблемам на щитах было очень далеко до европейских гербов. Однако это не так уж и плохо. Это просто по-другому.

В любом случае простой, без украшательства щит, дешевле и если его разбивают в бою, то терять его не так уж и жалко. И кстати.

Если вам есть чем дополнить эту статью — пишите свои комментарии.
Обсудим?


ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ? СДЕЛАЙТЕ РЕПОСТ - РАССКАЖИТЕ ДРУЗЬЯМ!!!
Вы можете делиться любыми материалами сайта "Людота" с помощью этих кнопок,
или вручную, но тогда должны указать автора материала и поставить активную гиперссылку на оригинал статьи

ДОБАВЛЯЙТЕСЬ К НАМ В СОЦСЕТЯХ!
| "ВК" - "Мечи. Доспехи. Быт" | "Facebook" - "Про мечи и доспехи" |

12 Комментарии

  1. Андрей

    Чем богаче воин, тем вероятнее, что его щит красиво расписан. Богатых всё же меньшинство в войске. У простых воинов скорее была простая однотонная раскраска. По памяти, в Слове о полку Игореве говорилось, что Русичи поле черлеными щитами перегородиша.. как то так. Т.е. красными щитами. Оттенки, наверное, были разные.

  2. Андрей

    А по чему не упомянули щиты с фресок Десятинной церкви в Новгороде? Там были очень интересные образцы росписи.

    1. Николай Чеботарев (Автор записи)

      Делитесь, Андрей, в комментариях! Будет интересно посмотреть!

  3. Kirill

    Может все-таки КириЛЛовская церковь, а не КиРРиловская, как в статье написано?!

    1. Николай Чеботарев (Автор записи)

      Вот она самая, Кирилл)))

  4. Миша

    каменная резьба Владимиро-Суздальского княжества. изображение на щите очень похоже на государственный герб Норвегии как на обложке паспортов там льва очень худого ))) рисуют

    1. Николай Чеботарев (Автор записи)

      а можно фото?))

  5. Nutsa

    Очень подробно и авторитетно про геральдику и изображения на амуниции в средневековой Европе: Мишель Пастуро «Символическая история европейского средневековья». изд. ALEXANDRIA Санкт-Петербург 2013

    1. Николай Чеботарев (Автор записи)

      Отлично, почитаем!

  6. р

    европейцы рубились друг с другом и выработали понятную конвенционную систему сигналов

    Русские рубились между собой и и очень часто со степняками, а они геральдику не понимают, вот и нет потребности

  7. Piotr

    Понятно, что личная эмблематика, а затем и геральдика, возникли в результате междусобных войн и сражений. Кроме того, сильное влияние на боевую символику оказала идея воинства Христова, отстаивающего христианские ценности в борьбе с язычниками, что было широко использовано Владимиром Мономахом в его степных походах. Это могло быть толчком к использованию христианской символики на щитах и знаменах. На Руси длительная череда междусобиц разгорается после Мстислава Великого, и как раз на это время приходится пик развития так называемой геральдики знаков Рюриковичей. Известны, по всей видимости, дружинные подвески с этими знаками, их изображения на кистенях и пр., по всей видимости — могло быть также на щитах и знаменах — чтобы отличать в бою своих от чужих. Переломный момент наступает во время правления Андрея Боголюбского — именно он переносит политический центр Русских земель из Киева во Владимир — для этого, естественно, было необходимо ввести новую символику — в том числе и боевую. Изначально это могло быть стилизованное изображение вздыбленного «сивого волка» (который потом трансформировался во вздыбленного владимирского барса или льва) — как древнего боевого тотема одной из половецких орд — ведь по матери А.Боголюбский был внуком хана Аепы. Как следствие княжеских усобиц, личная междусобная борьба бояр и дружинников — «храбров», находящихся на службе того или иного князя, фиксируется уже в начале 13 в. Об этом, например, рассказывает одна из летописных повестей о храбрах ростовских (дружинника князя Константина Всеволодовича) Олександре Поповиче и Тимоне Золотом Поясе, принявших активное участие в междусобной борьбе Всеволодовичей. После смерти Константина дружинники князя вынуждены были перейти к его союзнику — Мстиславу Удалому. При столкновениях последнего с князем киевским один из киевских воевод выехал к войску Мстислава и потребовал «выставить щит». Навстречу ему выехал Тороп — оруженосец Поповича, поднял щит, на котором был изображен «лют змей» и спросил: «что хочешь от сего щита?» Воевода ответил: «хочу того, кто за этим щитом стоит «. Тогда Олександр Попович выехал к нему и сказал: «разъедемся» — т.е. принял вызов, и они разъехались для копейной сшибки.
    Здесь мы видим абсолютно рыцарский вызов на поединок, где воинская эмблема на щите уже полностью представляет собой своего владельца и через нее осуществляется формальный вызов на бой.
    Интересна также выдержка из одной Духовной грамоты новгородца Клемента (по всей видимости, завещания одного из новгородских бояр 14 в.):
    «А Василью брату даю щит воиновьский… что останется, лошак или оружье, то все даю святому Гергью».
    Здесь мы видим, что боярин делает достаточно ценный имущественный вклад (боевой конь и личное вооружение) в Юрьев Монастырь, что было обычным делом, т.к., скажем, новгородский епископ формировал свой владычный полк на церковные средства и, естественно, нуждался в вооружении. Но, что примечательно, ЩИТ — завещался брату — наиболее вероятно, как раз из-за того, что на нем была некая родовая эмблема, которую нельзя было передавать кому-то чужому.
    Все это говорит о наличии разнообразной воинской эмблематики своего времени. Она отличается от геральдики тем, что не передается по наследству, и не подчиняется определенным правилам составления и присвоения гербов и пр. — как, в общем-то, и многие вещи, не формализованные на Руси так, как это было на Западе.
    Кроме представленных в статье эмблем, на щитах также известны изображения различных крестов, включая косой (Анреевский), головы медузы (?), орлов, в т.ч. орлиного крыла с когтями, различные орнаменты. Интересен, например, лев с головой в фас в золоченой короне — на круглом щите новгородского изображения Святого воина 14 в. — что по геральдическим правилам может символизировать политическую независимость Республики.
    Интересно также, что по своему стилю русские изображения на щитах близки к символике других православных стран — Византии, Сербии, Болгарии.

  8. Alenka

    Если у Ярослава на щите лев, то почему у Ярославичей тоже львы? А кто у них должен быть? Гиппопотамы?

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *