19.07.2011      22

Кто такой Людота?

Был тысячу лет назад на Руси такой кузнец.
И оставил он после себя меч, который нашли на Полтавщине, в местечке Фощеватая.
Вот он, собственно:

Меч "Людота коваль"

Вот что рассказал о мече с надписью «Людота коваль» изучавший его историк Анатолий Кирпичников:

Рукоять его состоит из пяти отдельно отлитых из бронзы частей с рельефным орнаментом в виде перевитых чудовищ в стиле надгробных рунических камней XI в.

Именно такая рукоять с изогнутым перекрестьем и ромбоидальной головкой изображена на шведском руническом камне из Рамтунде в Седерманланде (Король Сигурд пронзает змея Фафнира — эпизод из песен Эдды). X. Арбман полагает, что меч из Фощеватой сделан вне Скандинавии, так как трубка рукояти оформлена в ином стиле, чем перекрестье и головка.

Для чисто северных вещей он исключает подобную «разностильность». Это побудило нас искать место происхождения меча где-то в Юго-Восточной Прибалтике. Ныне район изготовления рукояти можно отнести еще южнее.

Дело в том, что на фощеватовском клинке открылось подписное клеймо, которое не только не подтвердило его скандинавского происхождения, но и перевернуло прежние представления о древнерусских мечах.

(…)Подписные мечи X — начала XI в. составили 45% всех расчищенных нами мечей (21 из 46).

(…)Во время расчистки лезвий мы все время надеялись увидеть русскую надпись. И таковая неожиданно оказалась там, где ее труднее всего было подозревать, а именно на клинке со скандинавско-прибалтийской рукоятью из Фощеватой.

Надпись открылась в верхней трети дола клинка, она двухсторонняя и наведена инкрустированной в металл дамаскированной проволокой.

Техника ее исполнения не отличается от известных нам каролингских мечей X в. Надпись состоит из уставных славянских кирилловских букв.

На одной стороне лезвия читается «КОВАЛЬ», на другой — сохранившееся частично имя кузнеца скорее всего из 6 букв (различимы второе «Ю» и заключительное «А»; первой буквой, судя по ее остроугольному завершению, могла быть «Л» или «Д», на третьем и четвертом местах стояли, возможно, «Д» и «О»).

Древнерусские мужские имена, включающие «Ю» и оканчивающиеся на «А», известны, и специалисты, видимо, смогут прочесть это имя.

Как вероятное, выдвигаем имя «ЛЮДОТА» или «ЛЮДОША», но обосновать не беремся. Общий смысл надписи не оставляет сомнений — это производственная марка, удостоверяющая творца изделия.

По палеографическим признакам надпись может быть отнесена к XI в. и ближе всего стоит к памятникам кирилловского письма конца X — первой половины XI в.

Войско времен меча из Фощеватой

На рассматриваемом памятнике приблизительно совпали лингвистическая, типологическая и орнаментальная даты. Наиболее вероятно, что это 1000—1050 гг.

Если последнее верно, то настоящая надпись является старейшей русской надписью на металле и передает древнейшее дошедшее до нас имя ремесленника и именно кузнеца.

Фощеватовский меч определенно доказывает, что местное производство мечей  силами грамотных мечедельцев организовалось у нас не позже первой половины XI в., может быть, около 1000 г.

Единичность находки и фрагментарность имени мастера не колеблят этих утверждений.  Имя мастера, проставленное на изделии, свидетельствует о существовании специализированной оружейной мастерской задолго до того, как об этом сообщают письменные источники.

Древнейший русский подписной меч (не исключены и новые находки этого рода) явился результатом скрещивания ряда европейских технических знаний и навыков:

  • каролингских (техника исполнения надписи),
  • скандинавских (орнаментальный убор)
  • русских (лезвие и отчасти форма рукояти).

Русь после Каролингской империи оказалась второй страной в Европе, где был произведен собственный подписной меч. В целом меч из Фощеватой обогатил наши  представления о развитии русской материальной культуры XI в.

Обсуждение: 22 комментария
  1. Тур:

    интересно, почему авторы не объяснили значение второго слова на мече? «КОВАЛЬ» — это «кузнец» по-украински, и в Киевской Руси были мастера, когда ни о каких «кузнецах» и не слыхали

    Ответить
    1. Вы обратили внимание на датировку? Какой, нафиг, украинский язык за полтысячелетия с лишним до возникновения этого пограничного диалекта? ))))

      Ответить
      1. Виталий:

        Диалектом какого языка? Во времена Киевской Руси диалект старорусского языка, распространенный в Киеве был основным в письменности, поспорить с ним мог только новгородский диалект, который был похож на киевский куда больше, чем на московский, на основе которого и образовался современный русский язык. В любом случае, что русский, что украинский — это по своей сути языки возникшие на основе разных диалектов старорусского со многими заимствованиями из других языков. Так что украинский язык никак не диалект современного русского.

      2. Макс:

        вы обратили внимание что сейчас в Украине именно слово «коваль» есть в обиходе очень даже полноценно. скорее всего и большинство слов тех времен тоже присущи украинскому языку.

    2. Jan:

      А почему не прочитать в варианте ЛЮДОТА КОВАЛЪ?

      Ответить
      1. Сергей:

        Потому что в древнерусском языке: а) твердого знака не было (как сейчас) — это была буква ять, обозначающая гласный звук (что-то между ы и е, но бывало по-разному, в болгарском языке и сейчас он есть между о и ы); б) прошедшее время образовывалось по-другому: наше «ковал» было тогда «ковах».

      2. Константин:

        К сожалению, «ответ на ответ» тут невозможен — Сергей по ошибке назвал «ер» «ятью» (а в остальном верно). и насчет «ковал» — тоже есть маленькая поправочка: простое прошедшее время (аорист) от «ковать» — «коваша» («ковах» — это т.н. «плюсквамперфект», т.е. ДАВНО прошедшее время — оно тут вряд ли было бы уместно)

  2. Игорь:

    Как достали эти прыгуны… Ковалёв (от Коваль), понятное дело, типично украинская фамилия. А глагол «ковать» по украински будет — «кувати». Так вот, к сведению упоротых, Глагол «кувати» привнесён из языка польского «kuwać». Кстати отсюда же и фамилия Ковач.

    Ответить
    1. Макс:

      почитай о князе Бальтазаре. до Руси были племена полян (по легенде князь полян Кий основал Киев в 482 году). слово «поляне» дало название позже народу поляки и , соответственно, стране Польша. полян, которые остались в среднем Поднепровье ассимилировали со множеством других племен: древлянами, сиверянами, уличами, тиверцами, дриговичами — это сформировало русинов. примечательно что ареалы обитания этих племен в основном находились на территории современной Украины. если брать Россию, то этнозенез современных русских формировали другие племена (чудь, меря, мурома, мордва), хотя, для справедливости ради захваченый Москвой Новгород в конце 15 века — это славянский город основанный в 9 веке словинами. в древних арабских историков есть упоминания о трьох странах русинов: Куявия (Киев), Артания (скорее всего это Черниговщина современная) и Славия (Новгород). поскольку Новгород бил захвачен Московским княжеством, то только так и относится Россия к Руси — через захваченый Новгород в конце 15 века.

      Ответить
      1. Прохожий:

        Полян Польши на Руси называли Ляхами, и они отделяли их от Полян Руси. Недаром летописец отмечает, что с ляхов на Руси было только два племени:Вятичи и Радимичи.
        Что касается москвичей, то суздальщину заселяли со всей Руси, и особенно поляне.

      2. Ragnit:

        Не будем забывать, что любое славянское племя ( будь то древляне или тиверцы) — это народ пришлый в 6-7 веке на территорию Центральной России. И было бы неверно считать, что до них никого на этой территории не было. И все эти славяне двигались прямехонько с территории Польши (не удивительно что «славянская гаплогруппа» самая заметная именно в Польше). Получается вполне логично, что поляне (три брата и сестра) приперлись из Польши и основали Киев. Не понимаю одного : почему от смеси полян ( славян) с другими славянами получились какие-то русины? Русины живут на Закарпатье и весьма немногочислены.

    2. Виктор:

      А по-болгарски будет — ковач. Они тоже у поляков переняли?:)

      Ответить
  3. Семен:

    Говорить об массовой (определившей суть или облик великорусов) ассимиляции финнов смешно. Они все существуют в настоящее время, их миллионы. Об их ассимиляции не сохранилось никаких свидетельств — ни письменных, ни фольклорных. В предполагаемых зонах ассимиляции антропологические следы на средневековом славянском материале выявлены лишь в пределах современной Московской области, причём носители этих смешанных признаков исчезли в сер. 13 в. вместе со своими поселениями — они были уничтожены войсками монголо-татар и опустевшие территории через век заселили потомки кривичей со Смоленщины. Эта смена населения точно установлена ещё советскими антропологами.

    Вообще, по данным археологии северо-восточные ополья массово заселялись кривичами с 8 в., отысканы там и радимичи со словенами. Поляне и северяне достоверно попали в те края лишь с 12 в.

    По археологическим же данным, а также по палеоантропологическим и лингвистическим получается, что поляне — очень малочисленное племя смешанного происхождения — славянско-иранского. И северяне — тоже с иранским субстратом. Уличи и тиверцы — это народы, которых рассматривают как аналог болгар, т.е. смесь славян и тюрок (печенегов и их предшественников). Основания — летописные описания и некоторые лингвистические особенности.

    Поэтому из основных предков украинцев славянами были только древляне и волыняне. Неосновные предки — это население восточнославянского севера-востока, которое в 9-10 вв. массово переселялось в Ср. Поднепровье, что также зафиксировано археологически, в т.ч. переселялась чудь (о расселении эстонских предков в Киевской и Переяславской землях есть отдельные летописные сообщения. И, конечно, множество куреней тюркских кочевников, которые жили в Киевской, Переяславской и Черниговской землях, выполняя роль пограничников. Знаменитые чёрные клобуки, берендеи и всякие другие торки, ставшие черкасами после присоединения к ним адыгов в 14 в. и составившие основу украинского казачества и украинской национальной идентичности вообще. И это было ещё с домонгольских времён. Так, по сообщениям арабов, значительная часть населения Киева — это магрибинцы, тысячи магрибинцев,которые не гости., а жители города. Так арабы называли тамошних тюрков, например — печенегов (в 12 в. термин «магриб» имел более широкое значение, чем сейчас).

    Ну, ещё фины-марийцы, которые от гонений русского правительства переселились в 16-17 в. на днепровское правобережье и были ассимилированы. Это помимо просто татар, венгров, евреев, армян, молдаван, внёсших свой огромный вклад в формирование правобережных украинцев (особенно в Галиции), их бытовой культуры и языка.

    Из основных же предков русских — славянами были все: и кривичи, и словене, и радимичи, и вятичи (кстати, первая пара точно с запада по данным антропологии, лингвистики и материальной культуры, а вторая пара в летописи прямо указана выходцами «от ляхов»).

    Чудь не обрусела, это предки современных эстонцев. Весь была ассимилирована карелами, тут русским нечего предъявить. Они были подданными, но конфликтными. Приходилось их бить, в связи с чем и появился, например, город Весьегонск.

    С мерью и муромой учёные определились ещё в конце прошлого века — это не фины, как об этом предполагали в 19 в. Это смесь финов и балтов, очень немногочисленная (так, земля муромы — территория всего в 1500 кв. км, это 1,7 площади современного Киева). Из совокупности имеющихся данных (летописных сообщений, а также данных лингвистики и антропологии) следует, что большая часть мери была не ассимилирована, а вытеснена в 11-12 вв. н юго-восток и стала предками одной из частей современного марийского народа. Причина вытеснения — их несогласие принимать христианство. Та же участь постигла чудь заволоцкую, что также описано в источниках и находит отражение в фольклоре их потомков, осевших среди разных групп коми.

    Что касается мордвы — она вся на месте и достоверно не была частью русского этногенеза. Смешение с эрзянами началось лишь в советское время.

    Мещера же отатарилась, пережив два переселения, её потомки — часть нынешних татар-мишарей.

    Единичные случаи ассимиляции не могут считаться определяющими суть русских. Отмечу, что через ассимиляцию балтов все восточные славяне получили одинаковую долю финской генетики, которую носили балты — от 11 до 14 %. Исключение — западные украинцы с их венгерским подмесом и малочисленные северные русские(Архангельск), где до 1/3 мужского генофонда — потомки финских народов. Это периферия.

    А что касается близости языков к древнерусскому, то приведу два показательных факта:

    Факт № 1.

    Русскоязычный славянин (даже украинец) без специальной подготовки относительно легко читает русские тексты, скажем, 12 в., испытывая затруднения лишь с некоторыми лексемами, которые исчезли давно вместе с предметами, которые они обозначали. Такое чтение доступно любому образованному русскому, знающему свой язык.
    Украиноязычный славянин, для которого современный русский язык — иностранный(такие уже есть на западенщине и в немалом количестве попадались до 1939 г.), не может без специальной подготовки читать те же самые тексты. Даже если не глуп и хорошо знает свою мову. Это проверено на практике. Украинец способен понимать древнерусский текст только в том случае, когда хорошо знает русский язык.

    Факт № 2.

    Название украинского языка настолько далеко от древнерусских норм, что даже потеряло букву!

    В слове «мова» недостаёт буквы Л, что совершенно ненормально для носителей языка. Это говорит о пестроте предкового состава современных украинцев. Славян там было мало… Поэтому украинцы и былины не знали, и в западно-кавказские мазанки перебрались жить, и шаровары нацепили, и кекил выстригать начали, а в 17 в. указывали в исторических сочинениях своими предками… хазар (что, в целом, недалеко от истины).

    В русских летописях словом «мовь» обозначали мытьё. В бане. Или в речке. А для обозначения речи был термин «молва».

    Это частность, но весьма показательная.

    Да и внешность классических украинцев всегда фиксировалась как балканско-татарская. И в описаниях, и в изображениях, и в фольклоре. Она вполне соответствует тем скелетам, которые откопали в Поросье на кладбищах 16-17 вв. Смесь полумонголоидных тюрок со славянками. Только массовое многомиллионное смешение со светлыми, европеоидными великорусами привело современных центральных и восточных украинцев (а западенцев во время ВОВ — с немцами) к какому-то более-менее европейскому варианту внешности, что и вводит в заблуждение как самих украинцев, так и внешних наблюдателей.

    Ответить
    1. Alex Bushuev:

      Благодарю Вас за чудесный обзор! Был бы премного еще благодарен, если бы Вы подсказали источники. А то мои скакуны пытаются (неумело, правда) умничать, про источники спрашивают…

      Ответить
    2. Шрек Кек:

      Посмеялся с маня-мирка. Дебичу показали тысячу раз адаптированый текст историками и филологами(не факт что правильно), обвешали его ятями. Ух взял и прочитал, таких умников отправь в прошлое так их сьедят и убьют еще до входа в городыще как иноземца.

      Ответить
    3. Константин:

      переход твердой «л» в «неслоговую в» есть не только в украинском («був», «ковпак» и т.п.), но и в белорусском, и в польском — кстати, украинскому «мова» соответствует прльское «мува».
      У украинцев явно силен северокавказский компонент — не зря в Московской Руси их часто называли «черкасами» — окончание фамилий на -ко и -ук/юк как раз из адыгского, просто их конечное «-уэ» при русификации или редуцировалось (Темрыкъуэ — Темрюк), либо превращалось в «-о». А вот племя северян на Черниговщине — скорее всего, северы=савиры = чуваши (благо, племя далеко не самое северное, да и слово «север» — заимствование из болгарского, на восточнославянских он именовался «полночь»)

      Ответить
  4. Иван:

    Меч нашли на полтавщине, а где он сейчас? В Киеве?

    Ответить
  5. Егоров Евгений:

    Кстати Федор Андрощук считает что никакой надписи на мече нет, и достоверно на клинке можно увидеть только окружность и «палки» Но сложить их в «Людота коваль» нужно немалое воображение.
    Он так же считает что у нас просто не было традиции клеймить оружие.

    Ответить
    1. Артемий:

      Федора знавал, думаю, что он прав. Фантазии

      Ответить
  6. Божыдар:

    Достали эти потомки андрофагов из одного тупикового ответвления Туранской цивилизации угро-финского этноса! Заметьте в 11 веке какие и откуда славяне в Залесье (Суздаль-Росторской) земле, какой «русский» язык кёйнэ мог существовать он появился в Залесье только во времена Андрея Боголюбского а это 13-14 век, нарды Залесья разговаривали на своих угро-финских языках! В Повести Временных лет упоминается : В земляз полуношных из колена Афетова иные языци ибо свой язык имуще:Чудь; Меря; Мурома; Мещера; Мокша Вепсы; Ижора, Югра…. дань дают Руси! Московиты всё вокруг себя называют славянским и этим словом прилагательным «русские» тобиш чьи? Что бы предьявить притензии к славянам и их истории! НАМ РУСИНАМ(украинцым) НЕ НУЖЕН ПЕРЕВОД ИЗ СТАРОБОЛГАРСКОГО(ЦЕРКОВНОГО) У НАС СВОЙ ЯЗЫК ЕЩЕ ДРЕВНЕЙШИЙ ЧЕМ У БУЛГАРО-СЛАВЯНСКОГО НАРОДА С БАЛКАН.

    Ответить
    1. Константин:

      Достала уже идиотская идея, что «русские» — прилагательное, то есть «чьи?», а остальные этнонимы — существительные! Ибо таких этнонимов в европе полно: в дословном переводе Deutsch (=Teutisch) = тевтонский, Espanol = испанский, francois = французский и.т.д.!
      Кстати, потомки андрофагов — мордва (перс. «мардхвар» — мард = человек, хвар — пища)

      Ответить
  7. Роман:

    Скорее можно спросить откуда какие-то славяне среди: торков, берендеев и чёрных клобуков(каракалпаков) живших на степной окраине(украйне) Руси. А в Суздальской земле жили славяне: кривичи и вятичи, и балты: меря и голядь.

    Ответить

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для отправки комментария, поставьте отметку, разрешив. таким образом, сбор и обработку ваших персональных данных. . Политика конфиденциальности

Поддержать «Людоту»
Благодаря вашим донатам, друзья, мы уже приодели сайт в удобную и современную "обложку". Спасибо за поддержку!
Copy Protected by Chetan's WP-Copyprotect.